"Как христианин, я не должен позволять себя обманывать, но я должен быть борцом за истину и справедливость" - Адольф Гитлер, основоположник национал-социализма, диктатор 1889 - 1945
Не всегда интересы бизнеса защищает государство, в котором этот бизнес функционирует или под юрисдикцией которого находится. Что же делать, если все усилия по защите прав и свобод предпринимательской деятельности себя исчерпали? Существует международный институт, который называется Eвропейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) – это международный судебный орган, расположенный в Страсбурге (Франция). Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод – в настоящее время их сорок cемь. Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов - граждан государств-членов Совета Европы (также называемых «правовыми референтами»). Они полностью независимы от того государства, гражданами которого они являются, и они не представляют интересы ни заявителей, ни государств.
Представляю вам лайфхак по обращению в ЕСПЧ. Материал будет обновляться по мере его публикации.
Когда нужно обращаться в ЕСПЧ?
Bы можете подать жалобу в Суд, если считаете, что лично и непосредственно стали жертвой нарушения прав и свобод, изложенных в Конвенции или протоколах к ней. Нарушение должно было быть совершено одним из государств, подписавших Конвенцию.Какие права охраняются Конвенцией и протоколами к ней?
- право на жизнь;
- право на справедливое судебное разбирательство в гражданских и уголовных делах;
- право на уважение частной и семейной жизни;
- свобода выражения мнения;
- свобода мысли, совести и религии;
- право на эффективное средство правовой защиты;
- право на уважение собственности;
- право избирать и быть избранным.
Что запрещает Конвенция и протоколы к ней?
- пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
- незаконное задержание или заключение под стражу;
- дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией;
- высылку государством своих граждан или запрет на возвращение в страну;
- смертную казнь;
- коллективную высылку иностранцев.
Определение шестимесячного срока и эффективные средства правовой защиты
При определении шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 Конвенции, по общему правилу, Суд не принимает во внимание обращения о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, приговоров и определений, о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, иные жалобы и обращения о пересмотре дела, подаваемые в судебные органы и прокуратуру, в Конституционный Суд, а также в административные органы, поскольку такие обращения не рассматриваются Судом как эффективные средства правовой защиты по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции (см., например, решения Суда о приемлемости по делам Tumilovich v. Russia от 22 июня 1999 года, Denisov v. Russia от 6 мая 2004 года, Berdzenishvili v. Russia от 29 января 2004 года и Martynets v. Russia от 5 ноября 2009 года). Исключение составляют жалобы в порядке надзора в арбитражном процессе, которые рассматриваются в качестве эффективного средства правовой защиты согласно решению Суда о приемлемости по делу Kovaleva and Others v. Russia от 25 июня 2009 года.Какие требования я должен соблюдать при подаче жалобы?
- Вам не обязательно являться гражданином одного из государств-членов Совета Европы. Однако, нарушения, на которые Вы жалуетесь, должны быть совершены государством-членом Совета Европы в рамках его “юрисдикции” (обычно этот термин относится к его территории).
- Вы можете быть физическим или юридическим лицом – например, компанией или организацией.
- Вы должны лично и непосредственно быть жертвой нарушения, на которое Вы жалуетесь. Вы не можете подать жалобу общего характера, например, по поводу закона или правового механизма, которые кажутся Вам несправедливыми;
- также Вы не можете подать жалобу от имени других граждан (за исключением случаев, когда группа этих лиц четко определена и Вы являетесь их законным представителем).
Есть ли требование предварительно пройти национальные судебные инстанции?
- Да. Вы должны использовать все средства правовой защиты в государстве-ответчике, которые могли бы исправить ситуацию, на которую Вы жалуетесь (обычно это означает, что Вы должны подать жалобу в компетентный суд, обжаловать его отказ (если есть такая возможность), а иногда еще и подать жалобу в высшую судебную инстанцию, например, Верховный Суд или Конституционный Суд, при их наличии).
- Недостаточно просто обратиться к этим средствам правовой защиты. В своих обращениях в национальные инстанции Вы должны изложить все Ваши претензии (т.е. те нарушения Конвенции, на которые Вы жалуетесь).
- Для подачи жалобы в Европейский Суд Вы располагаете только шестью месяцами с даты вынесения окончательного решения на национальном уровне (обычно - решение суда кассационной инстанции). По истечении этого срока Суд не сможет принять Вашу жалобу к рассмотрению.
Против кого я могу подать жалобу?
- Против одного или нескольких государств, подписавших Конвенцию, которые, по Вашему мнению, нарушили (посредством действий или бездействия, затрагивающих Вас напрямую) положения Конвенции.
- Действие или бездействие, на которые Вы жалуетесь, должны быть совершены органом власти государства-ответчика (например, судом или административными органами).
- Суд не рассматривает жалобы против отдельных граждан или частных организаций - например, коммерческих фирм.
На что я могу жаловаться?
- Ваша жалоба должна касаться одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции. Заявления о нарушении могут касаться целого ряда проблем, в том числе: пытки и жестокое обращение с заключенными; незаконное содержание под стражей; процессуальные нарушения при рассмотрении гражданских и уголовных дел; дискриминация в осуществлении прав, гарантированных Конвенцией; нарушение прав родителей; нарушение права на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; ограничение свободы выражения мнения или свободы получения и распространения информации; ограничение свободы собраний и объединений; высылка иностранцев и экстрадиция; конфискация имущества; экспроприация.
- Вы не можете жаловаться на нарушение других международных договоров (кроме Европейской Конвенции о правах человека), например, Всеобщей декларации прав человека или Хартии основных прав. Bам необходимо отправить в Суд заполненный и подписанный формуляр жалобы. Формуляр со всеми относящимися к делу подтверждающими документами нужно отослать по следующему адресу: The Registrar, European Court of Human Rights, Council of Europe, F-67075 Strasbourg cedex
- Для обращения в Суд Вы можете использовать один из официальных языков Суда (английский или французский) или официальный язык любого государства, ратифицировавшего Конвенцию.
- Не имеет смысла направлять формуляр по факсу, так как это не прерывает течение срока, установленного Конвенцией для подачи жалобы в Суд. Суд рассматривает исключительно оригиналы формуляров, поступившие по почте.
- Вам не следует лично приезжать в Страсбург, чтобы изложить предмет своей жалобы в устной форме. Это не приведет к ускорению рассмотрения Вашей жалобы, и Вы не получите никаких юридических советов.
- Секретариат может запросить у Вас дополнительные документы, информацию или объяснения, касающиеся Вашей жалобы.
- Скачайте формуляр жалобы c сайта Суда, внимательно и разборчиво заполните его, подпишите и отошлите в Суд как можно скорее. Формуляр должен содержать:
- краткое изложение фактов и предмет жалобы;
- указание прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;
- указание средств правовой защиты, которые Вы использовали;
- копии решений по Вашему делу, вынесенных государственными органами (эти документы не будут Вам возвращены, поэтому посылайте только их копии); а также
- вашу подпись в качестве заявителя или подпись Вашего представителя.
- Если Вы хотите сохранить анонимность, Вы должны немедленно проинформировать об этом Суд, объяснив причины. Председатель решит, оправдана ли Ваша просьба.
- На начальном этапе рассмотрения жалобы Вам не нужен юридический представитель (адвокат). Но если Вы обращаетесь в Суд через представителя, Вы должны заполнить и подписать соответствующий раздел формуляра жалобы.
Как проходит рассмотрение жалоб в Суде?
- Процедура рассмотрения жалоб проходит в письменном виде. Вы будете уведомлены письменно о любом решении, принятом Судом. Публичные слушания проводятся в исключительных случаях.
- Ваше дело будет рассматриваться бесплатно.
- Хотя на начальном этапе разбирательства Вы не обязаны иметь представителя, Вам понадобится юридический представитель после того, как Правительство будет уведомлено о Вашей жалобе. Однако, следует отметить, что большинство жалоб признаются неприемлемыми еще до уведомления Правительства.
- Вам придется оплатить только Ваши личные затраты (гонорар адвокату или расходы на сбор материалов и переписку).
- После подачи жалобы Вы можете обратиться за финансовой помощью для оплаты юридических услуг. Эта помощь не предоставляется автоматически, и ее получение возможно только на более поздних стадиях разбирательства.
Каковы основные этапы рассмотрения жалобы в Суде?
- В первую очередь Суд проверяет, приемлема ли Ваша жалоба, т.е. удовлетворяет ли она определенным требованиям, изложенным в Конвенции. Если эти требования не соблюдены, Ваша жалоба будет отклонена. Если Ваша жалоба содержит несколько претензий, Суд может объявить одну или некоторые из них приемлемыми и отклонить другие.
- Если Ваша жалоба или одно из Ваших утверждений о нарушениях объявлено неприемлемыми, данное решение является окончательным и не может быть пересмотрено.
- Если Ваша жалоба или одно из Ваших утверждений о нарушениях объявлено приемлемым, Суд предложит сторонам (Вам и государству-ответчику) прийти к мировому соглашению. Если же мировое соглашение не будет достигнуто, Суд рассмотрит дело “по существу”, то есть определит, имело ли место нарушение Конвенции.
Сколько мне придется ждать?
- Принимая во внимание большое количество поступающих жалоб, возможно, Вам придется ждать не менее года, прежде чем Суд приступит к начальному рассмотрению Вашей жалобы.
- Некоторые жалобы могут быть признаны срочными и рассмотрены в приоритетном порядке, например, в случае, когда здоровью заявителя угрожает явная опасность. Eсли Суд придет к выводу, что имело место нарушение, он может назначить Вам “справедливую компенсацию”, денежную сумму в качестве возмещения за причиненный вред. Суд может также присудить государству-ответчику возмещение Ваших расходов, понесенных в ходе рассмотрения Вашей жалобы. Решение Суда об отсутствии нарушения не влечет для Вас каких- либо дополнительных расходов (например, понесенные государством-ответчиком).
Обратите внимание:
- Суд не уполномочен отменять решения национальных судов или законы.
- Контроль за исполнением своих решений не входит в компетенцию Суда. После вынесения Судом решения оно направляется Комитету Министров Совета Европы , который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой возможных компенсаций.
- Суд не является апелляционной инстанцией по отношению к национальным судам; он не рассматривает дела повторно, он не отменяет и не пересматривает их решения.
- Суд не может непосредственно представлять Ваши интересы в инстанции, на которую Вы жалуетесь. В исключительных ситуациях Суд может принять предварительные меры. На практике такое решение может быть принято только, если жизни или здоровью заявителя угрожает серьезная опасность.
- Суд не оказывает помощь в поисках или оплате услуг адвоката для составления Вашей жалобы.
- Суд не может предоставить Вам никакой информации о законах государства, против которого направлена Ваша жалоба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий