пятница, 7 декабря 2018 г.

Международное налоговое планирование

Международное налоговое планирование
Компании, расширяющие географию присутствия, или планирующие включить в Группу иностранные структуры, так или иначе столкнуться с необходимостью налогового планирования деятельности.

Этаже проблема может коснуться и тех, кто не планирует вести активную операционную деятельность и внедряет такую организационно-функциональную структуру с целью сокрытия конечного бенефициара или обеспечения имущественной безопасности.

В любом случае, для бизнеса актуальным становится грамотное планирование налоговой нагрузки, реалистичная оценка налоговых рисков и управление эффективной ставкой налогообложения группы независимо от того, насколько широка география бизнеса.

Чтобы организовать эти процессы внутри Группы, необходимо подготовить и провести некоторые мероприятия, в частности:
  • Реструктуризация бизнеса для целей соответствия требованиям налогового законодательства и правоприменительной практики стран - участников международной сделки;
  • Проработка налоговых последствий сделок по приобретению / передаче активов;
  • Подготовка структуры собственности активов / дивизионов для снижения налоговой нагрузки при их будущем отчуждении;
  • Оценка эффективности присутствия за рубежом для осуществления функций  по развитию бизнеса;
  • Формирование цепочки поставок или совместного предоставления услуг;
  • Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры финансирования и казначейства;
  • Разработка системы управления иностранными компаниями Группы;
  • Расчет налоговых последствий по правилам КИК;
  • Оценка целесообразности участия в "Амнистии капиталов".

Реструктуризация бизнеса для целей соответствия требованиям налогового законодательства и правоприменительной практики стран - участников международной сделки


Налоговые службы разных стран большое внимание уделяют получению налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при осуществлении трансграничных операций. На законодательном уровне это приводит к внедрению специальных механизмов противодействия таким злоупотреблениям как на национальном, так и на международном уровне. Бизнесу приходится модифицировать существующую организационно-функциональную структуру в связи с такими изменениями в законодательстве.

На что здесь нужно обратить внимание в-первую очередь:
  • Оптимизация организационно-функциональной структуры бизнеса с целью сокращения количества иностранных компаний;
  • Анализ влияния международных договоров и соглашений, направленных на противодействие размытию налоговой базы и гармонизацию правил налогообложения в Европейском Союзе, на эффективную ставку налогообложения Группы;
  • Анализ аспектов применения Соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе требований к выгодоприобретателю (бенефициару);
  • Анализ аспектов применения правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в юрисдикциях - участниках трансграничных сделок;
  • Оптимизация административных затрат, связанных с содержанием и управлением иностранными компаниями Группы, за счет сокращения спектра используемых юрисдикций или количества иностранных компаний.

Проработка налоговых последствий сделок по приобретению / передаче активов


При планировании налоговых последствий по приобретению / передаче активов внутри Группы необходимо учитывать следующие ключевые факторы:
  • Выделение активов для передачи в совместное предприятие (иностранную структуру, структуру без образования юридического лица);
  • Возможность снижения налоговой нагрузки на Группу при осуществлении сделки или создании совместного предприятия (иностранной структуры, структуры без образования юридического лица);
  • Интеграция приобретенной структуры (если под термином "Актив" подразумевается доля участия в иностранной компании) в существующую структуру Группы.
Для учета этих особенностей при планировании налоговых последствий сделок необходимо решить ряд следующих вопросов:
  • Выбор компании в Группе, которая будет являться покупателем / участником совместного предприятия (иностранной структуры, структуры без образования юридического лица);
  • Проработка вариативности интеграции приобретенного бизнеса в существующую организационно-функциональную структуру Группы;
  • Поиск эффективных с налоговой точки зрения Группы механизмов репатриации прибыли;
  • Анализ структуры сделки с точки зрения применения законодательства о КИК и концепции выгодоприобретателя;
  • Анализ вариативности финансирования бизнеса в будущем с точки зрения налогообложения (и требований "антиотмывочных" законов).

Подготовка структуры собственности активов / дивизионов для снижения налоговой нагрузки при их будущем отчуждении


Чтобы возможная продажа Группой своих активов или бизнесов (дивизионов) не была связана со значительной налоговой нагрузкой для продавца, необходимо провести анализ существующей организационно-функциональной структуры, определить объем активов для возможной продажи и подготовить организационно-функциональную структуру к продаже.

Для этого необходимо предусмотреть следующее:
  • Выбор организационно-функциональной структуры собственности (активов, бизнесов), связанной с минимально возможными налоговыми последствиями при будущей продаже (отчуждении);
  • Разработка плана перехода к новой организационно-функциональной структуре с минимальными налоговыми потерями;
  • Анализ налоговых последствий выхода Группы на новые рынки.

Оценка эффективности присутствия за рубежом для осуществления функций  по развитию бизнеса


Присутствие в стране инкорпорации компании может быть весьма эффективным с точки зрения контроля за бизнес-процессами и вывода части прибыли на иностранную компанию в которой присутствует соответствующий персонал. При принятии решения о присутствии в стране инкорпорации иностранной компании нужно руководствоваться следующими аспектами:
  • Выбор формы присутствия;
  • Анализ налоговых последствий при создании торговой, закупочной или сервисной компании и выборе страны ее инкорпорации.

Формирование цепочки поставок (SCM) или совместного предоставления услуг


В ситуации, когда планируется продажа результатов интеллектуальной деятельности необходимо учитывать следующие особенности:
  • Разработка структуры владения и управления объектами интеллектуальной собственности и другими НМА; 
  • Анализ возможности применения специальных налоговых режимов доходов от деятельности, связанной с использованием объектов НМА;
  • Анализ вариативности операционной модели, отвечающей задачам бизнеса и позволяющей снизить эффективную ставку налогообложения операционной деятельности.

Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры финансирования и казначейства


В целях обеспечение налоговой эффективности привлечения финансирования, стоимость финансирования может увеличится за счет дополнительных налоговых затрат. В этой ситуации необходимо разработать и внедрить оптимальную структуру финансирования и деятельности казначейства. На что необходимо обратить внимание:
  • Возможность вычета процентов по финансированию на уровне операционных компаний, получающих финансирование (в том числе при перераспределении средств внутри Группы компанией, получающей финансирование);
  • Возможность снижения затрат по налогу у источника на проценты по финансированию;
  • Анализ налоговых последствий различных способов перераспределения свободных ресурсов между компаниями Группы;
  • Налогообложение деятельности внутригруппового казначейства.

Разработка системы управления иностранными компаниями Группы


Контроль за деятельностью компаний Группы обуславливает возникновение налоговых рисков(риски создания постоянного представительства, риски признания компаний налоговыми резидентами в странах, в которых осуществляются функции по управлению такими компаниями, пр.).

Система управления компаниями Группы должна минимизировать подобные риски. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
  • Разработка системы управления иностранными компаниями в целях минимизации налоговых рисков во всех юрисдикциях;
  • Оценка системы управления с точки зрения законов о КИК.

Расчет налоговых последствий по правилам КИК


В России контролирующее лицо (как физическое, так и юридическое) обязано отчитываться о прибыли КИК, структур без образования юридического лица (например, Trust), оценивать применимые освобождения, при необходимости уплачивать налог с прибыли КИК.

Более подробнее о том, кто же должен отчитываться и кто признается контролирующим лицом читайте в нашей публикации. Я же хочу заострить внимание на следующих ключевых аспектах, которые необходимо учитывать:
  • подготовка аудированной отчетности по МСФО (IFRS);
  • расчет прибыли КИК;
  • подготовка и подача налоговой декларации;
  • оценка необходимых изменений организационно-функциональной структуры бизнеса с точки зрения правил КИК.

Оценка целесообразности участия в "Амнистии капиталов"


В рамках второго этапа амнистии капиталов физические лица могут задекларировать свое имущество, а также счета и вклады, открытые в иностранных банках, и, таким образом, получить гарантии (освобождения от ответственности) в рамках налогового, валютного и уголовного законодательства.

На сколько это нужно вашему бизнесу необходимо определить, сопоставив решение с:
  • обзором основных преимуществ амнистии капиталов;
  • анализом целесообразности участия в амнистии капиталов с учетом конкретной ситуации, истории и активов физического лица;
  • возможностью подготовки специальной декларации и ее подаче в налоговые органы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Popular news